Формирование изображения в текстовом режиме.
Самый "скромный" знакогенератор имеет формат знакоместа 8x8 точек, причем для алфавитно-цифровых символов туда же входят и межсимвольные зазоры, необходимые для читаемости текста. Лучшую читаемость имеют матрицы 9x14 и 9x16 символов (знакогенератор на микросхеме ПЗУ, может использовать несколько выбираемых банков памяти знакогенератора, а на микросхеме ОЗУ, естественно, обеспечивается и режим, в котором его содержимое можно программно загрузить).
Каждому
знакоместу в видеопамяти (рис. 1), кроме кода символа, соответствует еще и поле
атрибутов, обычно имеющее размер 1 байт. Этого вполне достаточно, чтобы задать
цвет и интенсивность символа и его фона. Для монохромных мониторов, допускающих
всего три градации яркости, атрибуты можно трактовать иначе, формируя такие
эффекты, как подчеркивание, инверсия, повышенная интенсивность и мигание
символов в разных сочетаниях. Текстовый адаптер также имеет аппаратные средства
управления курсором. Знакоместо, на которое указывают регистры координат
курсора, оформляется особым образом.
Рис. 1.
Черно-белое изображение буквы "А" (код 41) в знакоместе видеопамяти.
В режимах 8, 16
и 24 бит на пиксел используется линейная организация, каждый байт (слово или
три байта) отвечает уже за цвет одного пиксела. Многоплоскостная организация
здесь уже неэффективна. Вышеописанные варианты организации видеопамяти - и
линейный (рис. 2), и многоплоскостной (рис. 3) - представляют собой отображение
матрицы пикселов экрана на биты видеопамяти - Bit Mapping.
Рис. 2.
Линейное отображение пикселов в видеопамяти:
а) - 1
бит на пиксел, б) - 2 бита на пиксел.
Рис. 3.
Многоплоскостное отображение пикселов в видеопамяти.