Алгоритм - Учебный центр

Версия сайта для слабовидящих
Заполните форму ниже! Мы вам перезвоним!

Нажав на кнопку "Отправить", Я даю своё согласие на автоматизированную обработку указанной информации, распространяющейся на осуществление всех действий с ней, включая сбор, передачу по сетям связи общего назначения, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, обезличивание, блокирование, уничтожение и обработку посредством внесения в электронную базу данных, систематизации, включения в списки и отчетные формы.


Цветопередача LCD-монитора.

Цветопередача LCD-монитора.

Проблемы цвета и его правильного воспроизведения (цветопередачи) были актуальны во все времена для специалистов в области фотографии, полиграфии, а теперь и компьютерного дизайна и смежных профессий. Можно наблюдать, что на дисплее цифрового фотоаппарата цветное изображение выглядит одним, при просмотре на мониторе у него уже несколько другой оттенок, а отпечаток, сделанный на струйном принтере, имеет цвет, отличный и от первого, и от второго.

Начало исследованиям, ставшим основой современной науки о цвете, положил Исаак Ньютон. Он определил, что белый цвет является смешением всех цветов, первым выделил спектральные цвета – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Свет это видимая часть электромагнитного спектра, разновидность электромагнитного излучения, имеющая такую же природу, как рентгеновские лучи, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение и радиоволны. Все эти виды излучений различаются длиной волны – расстоянием между её гребнями. Если рентгеновские лучи обладают свойством создавать изображение на покрытой серебром плёнке, радиоволны помогают передавать звук на расстоянии, то световые волны обладают свойством восприниматься человеческим глазом.

Глаз способен воспринимать волны длиной от 400 до 700 нанометров (нанометр – одна миллиардная метра, единица измерения длины световых волн). С двух сторон от видимой части спектра находятся ультрафиолетовые и инфракрасные области, которые не воспринимаются человеческим глазом, но могут улавливаться специальным оборудованием. С помощью инфракрасного излучения работают камеры ночного видения, а ультрафиолетовое излучение хоть и невидимо человеческому глазу, но может нанести зрению значительный вред.

Световые волны попадают на сетчатку глаза, где воспринимаются светочувствительными рецепторами, передающими сигналы в мозг, и уже там складывается ощущение цвета. Это ощущение зависит от длины волн и интенсивности излучения. Длина волны формирует ощущение цвета, а интенсивность – его яркость. Каждый цвет имеет определённый диапазон длины волн. Самые короткие волны – фиолетовые, самые длинные – красные. А все предметы, которые окружают нас, могут или излучать свет (цвет), или отражать, или пропускать падающий на них свет частично или полностью. Например, если трава зелёная, это значит, что из всего диапазона волн она отражает в основном волны зелёной части спектра, а остальные поглощает. Способность прозрачных предметов задерживать волны какой-либо длины применяется, например, в фотографии при использовании светофильтров.

Таким образом, если мы говорим, что какой-нибудь объект имеет какой-то цвет, это значит что на самом деле этот объект (или его поверхность) имеет свойство отражать волны определённой длины, и отражённый свет воспринимается как цвет предмета. Если предмет полностью задерживает падающий свет, он будет казаться нам чёрным, а если отражает все падающие лучи – белым. Правда, последнее утверждение будет верным только в том случае, если свет будет белым, неокрашенным. Если же свет приобретает какой-то оттенок, то и отражающая поверхность будет иметь такой же оттенок. Это можно наблюдать на закатном солнце, которое делает всё вокруг багровым, или в сумеречный зимний вечер, когда снег кажется синим.

Ощущение цвета создается при условии преобладания в цвете волн определённой длины. Но если интенсивность всех волн одинаковая, то цвет воспринимается как белый или серый. Не излучающий волн предмет воспринимается как чёрный. Эти цвета называются ахроматическими. Хроматическими же называются все остальные цвета.

Ощущение цвета складывается в мозге человека, куда идет сигнал из глаза. Длина волны в диапазоне 600–700 нм воспринимается как красный цвет, 500–600 – как зёленый, 400–500 – как синий. Получая сигнал, нейроны отправляют электрические импульсы в мозг, где из информации о пропорциях и интенсивности основных цветов складывается полноцветная картина мира с огромным количеством оттенков. Следовательно, всё, что нас окружает, можно описать, используя всего три основных цвета. При помощи смешения этих трёх цветов можно получить любые цвета. При их одинаковой интенсивности получается белый (при 100%-й интенсивности) или серый цвет. Отсутствие излучения воспринимается как чёрный цвет. Учёные установили, что в сетчатке человеческого глаза существует три типа светочувствительных клеток, воспринимающих красный, зелёный и синий свет. Но неверно считать, что за восприятие цвета отвечают только лишь глаза человека. Цвет воспринимается очень субъективно, и существует огромное количество факторов, влияющих на ощущение цвета. Это, в частности, национальность, возраст, традиции, место проживания и даже пол. Огромные различия в видении цвета можно наблюдать, например, в работах нескольких художников – при одних и тех же внешних условиях изображаемые ими объекты не будут идентичны по цвету.

Большое количество оттенков обычно обеспечивается двумя путями: либо перемешиванием точек с разными цветами (дизеринг), либо сменой цвета ячейки при каждом обновлении картинки (Frame Rate Control, FRC). Второй способ «честней», потому как человеческий глаз всё равно не успевает заметить смены цвета на каждом кадре. Большинство матриц поддерживают 24-битную цветопередачу.

Качество цветопередачи является очень важным для оценки LCD-монитора. Оценку этого параметра осуществляют по графику цветопередачи. На рис. 1 приведен график цветопередачи для монитора. Как можно видеть по графику, цветопередача этого монитора очень хорошая и находится на уровне лучших 19" моделей (97% оттенков идеальны, а 98% - правильные). На графике показана разница между требуемым оттенком цвета и тем, который выводится панелью. Если DeltaE >3, то выводимый цвет существенно отличается от нужного, и разница заметна невооружённым глазом. Если DeltaE <2, то LaCie считает калибровку успешной, небольшая разница остаётся, но вряд ли вы её заметите. Если DeltaE <1, то цветопередача считается идеальной.

На рис. 2 приведен еще один график цветопередачи для монитора. Как видно из графика, в целом, качество цветопередачи очень даже удовлетворительное, цвета передаются с достаточно высокой точностью, но на тёмных оттенках точность теряется. После калибровки 90% цветов оказались идеальными, 99% - правильными. Эти показатели считают весьма хорошим результатом. Здесь заметна хорошая линейность графиков, монитор соответствует стандарту sRGB.

Как видно по графику (рис. 3), цветопередача 22" LCD-монитора просто низкого уровня (линейность графиков оставляет желать лучшего).

 

Рис. 1. График цветопередачи 22" LCD-монитора

 

Рис. 2. График цветопередачи 22" LCD-монитора

Рис. 3. График цветопередачи 22" LCD-монитора  

 


Лицензия