Общие рекомендации по обслуживанию копировальных аппаратов.
Копировальный аппарат, стоящий на обслуживании у грамотного специалиста-мастера, практически никогда не выходит из строя. Это объясняется тем, что мастер знает, как обращаться с аппаратом, и не допускает ситуаций, в которых могут появиться дефекты. В идеале так должен обращаться с техникой каждый. Рекомендации по техническому обслуживанию копиров, предназначены для «молодых» специалистов, начинающих свою профессиональную деятельность.
В процессе эксплуатации копировального аппарата наиболее часто встречается ситуация, когда копир нормально работает, но делает копии низкого качества. Что делать в этом случае? В этой ситуации очень часто достаточно копир просто тщательно почистить. Причинами ухудшения качества копий могут быть загрязнение отдельных узлов аппарата, различные неисправности, а также изменение параметров отдельных узлов, требующих регулировок. Можно выделить и рассмотреть основные дефекты копий, причины их возникновения и методы устранения.
Как решают проблемы, связанные с качеством копий? Для устранения этих проблем важно выявить причину, вызвавшую дефект копии. Перед тем как приступать к устранению причины дефекта, необходимо произвести комплексную чистку копировального аппарата. Чистке подлежат такие его элементы, как стекло стола оригинала, рефлектор сканирующей лампы, зеркала, линза объектива, система проявки изображения, коротроны заряда барабана и переноса изображения, а также весь тракт прохождения бумаги.
После проведения комплексной чистки копировального аппарата возможно многие из проблем, связанных с качеством копий устранятся. Если чистка не дала результата и улучшения качества копий не наблюдается, то требуется произвести локализацию места возникновения дефекта, выполнить регулировку или замену узла, который является причиной дефекта.
В реальной жизни такие ситуации встречаются значительно реже, но может быть потребуется заменить какие-то простые элементы аппарата типа валиков фьюзера, барабана или проволоки коротрона. Но даже если требуется замена каких-то частей, то после простой очистки аппарата качество копии может стать значительно лучше. Сервисные инженеры по копирам обычно имеют дипломы по электронике и имеют опыт работы с другой офисной техникой. Хорошее техническое образование способствует успешной работе по ремонту копировальных машин, но оно не дает гарантии, что человек будет успешно справляться с ремонтом. Даже малые настольные копировальные аппараты являются довольно сложными устройствами, поэтому сервисный инженер должен быть хорошо подготовленным и очень внимательным. Ведь все, что он сделает неправильно, неосторожно, может внести в устройство гораздо более сложную неисправность, для устранения которой придется затратить гораздо большие средства. Поэтому лучше проверить каждый винт - закручен ли он до конца, и перепроверить каждую выполненную регулировку, длинный винт, закрученный вместо короткого, приведет к возникновению сложной ситуации. А регулировка, которая выполнена небрежно, через несколько дней приведет к тому, что при копировании появится грязь на копии.
Необходимо постоянно проверять свою работу, шаг за шагом, просматривать все, что делаете, и постоянно следить за своими действиями. Фиксировать порядок демонтажа, какая деталь снимается первой, связаны ли они между собой, могут ли быть детали или шестерни установлены неправильно, проверять, чтобы штыри, фиксирующие положение шестеренок на оси привода, не выпали при разборке. Если Вы отсоединяете провода, зафиксируйте на бумаге их цвета и места крепления. Следите, чтобы при подключении не были перепутаны разъемы.
Перед работой с электрической схемой надо обязательно удостовериться, что электропитание аппарата отключено. Особенно надо быть осторожным с оголенными электрическими проводами. Если Вы что-то устанавливаете, обязательно обратите внимание на проверку зазоров, проводов и движущихся частей. При изготовлении, после ремонта, первой копии, внимательно смотрите и слушайте, чтобы успеть вовремя отключить питание, если что-то пойдет не так как надо. Например, неправильно установленная муфта обгона может привести к заклиниванию шестеренок, или неправильно подключенный провод - может привести к возгоранию обмотки трансформатора. Учтите, что установленный неправильно ракель очистки, может вывести из строя дорогостоящий фотобарабан. Отсоединение разъема от печатной платы без отключения электропитания, может привести к повреждению другой печатной платы. «Человеческий фактор» - это источник ошибочных действий. Погнутый активатор при «обходе» выключателя, сломанный активатор при удалении застрявшей бумаги, повреждение барабана при выполнении теста, незакрепленный штырь оси барабана, выступающий узел коротрона, царапающий барабан, использование неподходящего типа девелопера, неправильная калибровка девелопера и многое другое – всего этого можно избежать, если обслуживание копировального аппарата выполнялось аккуратно, с соблюдением всех мер предосторожности,. Даже квалифицированный, опытный специалист, небрежно работая над устранением проблем, может стать источником еще больших проблем. Хороший сервисный инженер всегда запоминает свои ошибочные действия и старается «работать над ошибками» и избегать их.
Прежде чем приступить к решению проблемы с копиром, сначала необходимо узнать у оператора, каково проявление неисправности, в ряде случаев причиной проблемы может быть использование некондиционного тонера, грязного оригинала, некачественной бумаги и т.д. Поэтому сначала необходимо убедиться, что проблема действительно в аппарате. Сами сделайте несколько контрольных копий, используйте для этого специальный тестовый лист. Копии необходимо делать со стандартными установками контрастности при центральном положении рычажка «управление экспонированием». Затем попробуйте сделать несколько копий «потемнее» и «посветлее». И только после этого можно вскрывать аппарат.