Электронные схемы цифровых дупликаторов, отвечающие за управление и диагностику, строятся на базе микропроцессорной техники, оснащаются ЖК-панелями управления. Качество изображения обеспечивается и аппаратно-программными средствами. Прежде всего алгоритмами сканирования и построения растра, которые закладывают основы для создания мастера с помощью встроенной термоголовки. Практически все устройства предусматривают настройку так называемой контрастности (плотности мастера). Ее суть заключается в определении программного «порога чувствительности», при превышении которого отсканированная точка перестает считаться «белой», но имеются и более тонкие средства. Например, в аппаратах Riso, можно регулировать степень детализации отображения светлых и темных областей отпечатка фактически меняя так называемую «точку белого» и задавая значения гаммы-функции для светов и теней (что очень полезно при печати полутоновых изображений).
Пример реализации и устройство аппарата фирмы Riso, его основные узлы и модули представлены на рис. 1, на котором цифрами обозначены зоны аппарата. Функциональное назначение зон аппарата приведено в табл.1. Пример реализации и устройство аппарата фирмы Duplo, его основные узлы и модули представлены на рис. 2, на котором цифрами обозначены зоны аппарата. Функциональное назначение зон аппарата приведено в табл. 2.
Рис. 1. Блок-схема аппаратов фирмы Riso (функциональные секции).
Таблица 1. Функции основных зон аппарата фирмы Riso
Номер зоны аппарата |
Описание |
1 - зона первой подачи.
|
Подает одиночные листы в зону второй подачи с помощью зацепляющего и подхватывающего роликов и разделяющей пластинки. |
2 - зона второй подачи. |
Управляет положением оттиска по вертикали и подает бумагу в зону печати с помощью согласующего и направляющего валиков. |
3 - зона прижима (печати). |
Использует прижимной валик для прижима бумаги к мастеру. Барабан вращается вместе с прижимным валиком и печатает оттиск на бумаге. |
4 - зона выдачи бумаги. |
Отделяет отпечатанные листы от барабана и подает их к приемному лотку. |
5 - зона барабана. |
Подает к поверхности барабана краску из кассеты. |
6 - зона зажима мастера. |
Зажимает передний край мастера. |
7 - зона сброса мастера. |
Отделяет использованный мастер от барабана и сбрасывает его в приемный бокс. |
8 - зона канирования. |
Перемещает и сканирует оригинал, преобразует сканированную информацию в цифровую форму. |
9 - зона подготовки мастера. |
Изготавливает мастер с помощью термоголовки.
|
10 - зона загрузки мастера. |
Подает подготовленную часть мастера на барабан и отрезает кусок мастера соответствующей длины. |
Рис. 2. Блок-схема аппарата фирмы Duplo (функциональные секции).
Таблица 2. Функциональные секции
№ |
Имя секции |
1 |
Секция сканера |
2 |
Плоскость секции подачи/выброса мастер-пленки |
2А |
Плоскость секции подачи мастер-пленки |
2В |
Плоскость секции выброса мастер-пленки |
2С |
Секция фиксации мастер-пленки |
3 |
Секция подачи бумаги |
4 |
Секция запуска барабана |
5 |
Секция нажатия |
6 |
Секция выдачи бумаги |
7 |
Секция поддона для отпечатков |
8 |
Секция барабана |
Печать полутоновых изображений на цифровом дупликаторе - уже давно реализована, особенно на аппаратах с высоким разрешением. Делается это с помощью алгоритмов стохастического растрирования, обычно обозначаемых терминов Error Diffusion. Суть их - в сглаживании градиентов яркостей соседних пикселов, что позволяет имитировать так называемую contone-печать, характеризующуюся высокой равномерностью полутоновых переходов. Яркость каждого отсканированного пиксела корректируется в зависимости от величины яркости соседних (условно говоря, «размазывается» по изображению). Скорректированные значения отображаются на растровую таблицу Error Diffusion, чьи данные используются для построения растровой сетки (в нашем случае - для прожига элемента растра мастер-пленки). Помимо собственно полутоновой печати, алгоритм Error Diffusion часто применяется в комбинированном режиме текст/фото, поскольку, сглаживая полутоновые переходы, он не оказывает воздействия на текстовые участки изображения.
Большие возможности в управлении разнообразными режимами растрирования предоставляет компьютерный интерфейс цифрового дупликатора, который (за исключением аппаратов Riso, где он является стандартным компонентом) устанавливается только по требованию покупателя. Как правило, компании-производители предлагают несколько вариантов интерфейсов, различающихся по типу исполнения (внешний или встроенный) и поддерживаемым функциям. Наличие интерфейса и сетевой платы превращает цифровой дупликатор в мощный сетевой принтер для тиражной печати, подготовка заданий для которого выполняется в приложениях электронной верстки. Интерфейсы - это связующее звено между компьютером и ризографом. Интерфейсы позволяют значительно упростить обработку документов при изготовлении тиражей. С компьютера задается объем тиража, скорость и начало печати. При этом текущее состояние печати мгновенно фиксируется на экране. Пока происходит печать одного документа., в компьютере обрабатывается следующий. Полный процесс создания и оформления документа обеспечивается компьютером, и практически без потери времени по команде с компьютера начинается печать желаемого тиража. Интерфейс обеспечивает использование главного преимущества электронной цифровой печати: максимально высокое качество. Интерфейс максимально упростит изготовление тиража в цвете: цветоделение легко выполняется в компьютере, а ризограф получает конечную команду на печать выделенного цвета, Наконец, интерфейс обеспечивает возможность работы в компьютерных сетях. Например, фирма Riso вывела на рынок серию устройств RP (Riso Printer), стандартно оснащенных встроенным компьютерным интерфейсом RisoRinc 3. Кроме того, фирма поставляет для аппаратов RP внешние интерфейсы SC 7900, поддерживающих работу с языком PostScript.
Функциональные возможности подобных интерфейсов достаточно обширны и полезны с полиграфической точки зрения. Например, поставляемый компанией Dupio внешний интерфейс DuRIP Pro, оснащенный системой растрирования HPS (Harlequin Precision Screening), предоставляет возможность прямой печати PostScript-файлов с помощью утилиты PrintFile, и возможность работаты с нестандартными алгоритмами растрирования (если они могут быть реализованы в процессе прожига мастер-пленки). Другой пример - интерфейс UC5 (UC5e во встроенном исполнении), предлагаемый со всеми аппаратами NRG и дупликаторами MB, поддерживает работу с PostScript-и PDF-файлами, позволяет задавать значение линиатуры, обеспечивает создание четырех типов растровой точки, а также формирование сложного растра с помощью так называемых «суперячеек» (в расширенной версии).
Достаточно важна и другая сторона печатного процесса - набор предлагаемых производителями дупликаторов красок. Красочные цилиндры (барабаны) стоят около 1000 долларов, поэтому надо помнить, что после установки в новый цилиндр тубы с краской поменять «цвет цилиндра» можно лишь путем его глубокой очистки, выполняемой сервисным инженером, тем не менее, печать в две или три краски на дупликаторах - очень распространенное явление. Самый аскетичный красочный набор предлагает своим клиентам компания Seiki. Более широкий простор для фантазии получают владельцы других аппаратов, которые в дополнение к стандартному набору из 11-16 цветов имеют возможность приобрести краску из палитры Pantone. Большинство поставщиков оговаривает минимальный объем такого заказа (дистрибьюторы Rex Rotary - 4 банки, Duplo - 24 банки, Riso - 50 банок). Работа с цветом это важное преимущество, которое привнесли в процесс тиражирования ризографы, это. Широкая цветовая гамма способна украсить и оживить любую печатную продукцию.