Шина Hyper-Transport 3.1 (AMD).
Предыдущая спецификация HyperTransport 3.0 имела пиковую пропускную способностью до 41,6 Гбайт/c. В стандарте была введена поддержка частот 1,8 ГГц, 2.0 ГГц, 2,4 ГГц, 2,6 ГГц, функции "горячего подключения", динамического изменения частоты шины и энергопотребления, динамического конфигурирования и других инновационных решений. Максимальное расстояние передачи данных без потери эффективности по шине HT 3.0 составляла 1 метр. Улучшена поддержка многопроцессорных конфигураций, добавлена возможность автоматического конфигурирования для достижения наибольшей производительности. Основные технические характеристики технологии Hyper-Transport HT 3.0 приведены в табл. 1. Физическая реализация дифференциальной линии масштабируемой шины HT показана на рис. 1.
Таблица 1
Опираясь
на высокоскоростную шину HyperTransport архитектура AMD64 позволила создавать
системы, избавленные от недостатков предыдущих поколений архитектур и
обладающие высокой масштабируемостью. Начиная со спецификации HyperTransport
3.0 был анонсирован низковольтный дифференциальный интерфейс Hyper-Transport
HTX (рис. 3) и коннектор HTX (внешний разъем), что позволило протоколу HT
работать с внешними устройствами. Специалисты признают, что на сегодняшний день
шина Hyper-Transport 3.0 является наиболее быстрой и имеет очень гибкий
протокол обмена.
Особенностью
HT 3.0 является также и режим un-ganging, который позволит динамически, в
процессе работы, конфигурировать шину. Например, одна 1x16 HT может виртуально
быть сконфигурирована в 2x8 HT. Это может пригодиться при использовании с
процессорами, логически разделенными на два ядра. На каждое ядро будет
приходиться свой HT-канал.
Рис. 1. Принципы физической реализации шины HT (Low Voltage Differential Signaling - LVDS).
В персональных компьютерах, как среди внутренних, так и среди периферийных шин, наблюдается тенденция перехода от синхронных параллельных шин к высокочастотным последовательным. Все эти нововведения и смена приоритетов преследуют, в конечном счете, одну цель - повышение суммарного быстродействия системы, ибо не все существующие архитектурные решения способны эффективно масштабироваться. Последовательные шины не обязательно "однобитные", возможны и 2, и 8, и 32 бит ширины при сохранении присущей последовательным шинам пакетной передачи данных (рис. 2), то есть в пакете импульсов содержатся данные, адрес, CRC и другая служебная информация, разделенная на логическом уровне.
Рис. 2. Пакет HT (логический уровень)
Основным отличием параллельных
шин от последовательных является сам способ передачи данных. В параллельных
шинах понятие "ширина шины" соответствует е разрядности, т. е.
количеству сигнальных линий, на которые одновременно выставляют передаваемые
данные. Сигналом для старта и завершения цикла при ма/передачи данных служит
внешний синхросигнал. В последовательных же каналах передачи используется одна
сигнальная линия, или используется две отдельные линии (каналы) для разделения
потоков при ма-передачи. Соответственно, информационные биты здесь передаются
последовательно.
Ширина последовательной шины
определяется количеством одновременно задействованных отдельных
последовательных каналов передачи. Данные для передачи через последовательную
шину облекаются в пакеты. Пакет это единица информации, передаваемая как целое
между двумя устройствами. В пакет, помимо собственно полезных данных,
включается некоторое количество служебной информации: стартовые/стоповые биты,
заголовки пакетов, синхросигналы, биты ч тности или контрольные суммы и т. п.
Пропускная
способность HyperTransport 3.1 по сравнению с текущей версией 3.0 увеличена на
23%. Увеличение максимальной тактовой частоты с 2,6 ГГц до 3,2 ГГц позволяет
выполнить до 6,4 миллиардов передач в секунду, что в случае 16-битной связи
соответствует высокой пропускной способности 25,6 Гбайт/с, а в случае
32-разрядной - истинно впечатляющие 51,2 Гбайт/с.