Специалисты, занимающиеся проблемами повышения эффективности обучения, на основании многочисленных опытов и исследований утверждают, что в человеческом мозгу 30% занимают нейроны, отвечающие за зрение, 8% нейронов обеспечивают тактильное восприятие, и только 3% отвечают за слух – это отразилось в поговорке: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Зрительные образы помогают людям общаться, объяснять, понимать, воспринимать и запоминать информацию. По мнению специалистов человек запоминает 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. До сих пор в учебных заведениях используется метод передачи информации, путем чтения лекции по изучаемому предмету, причем преподаватели требуют от слушателей записывания конспекта лекции и достаточно «жестко» контролируют качество и содержание конспекта. Многие студенты возражают против этого метода обучения, считают ведение конспекта «пустой тратой времени и сил» и предлагают выдавать готовый конспект лекций отпечатанный типографским способом. Но если рассмотреть эту проблему с учетом достоверных данных полученных в результате длительных научных исследований, то оказывается, что мы забываем 90% того, что слышим, 50% того, что видим, и только 10% того, что делаем. Поэтому, изучая предмет, очень полезно вести записи, кроме того, необходимость ведения записей конспекта, заставляет внимательно слушать лектора, следить за его мыслью, оперативно осмысливать полученную информацию, формулировать ее в краткой форме и аккуратно записывать на бумагу. Таким образом, на лекционных занятиях, записывая, мы и слышим, и видим, и делаем - то есть лучше запоминаем! Помните, что сообразительность и хитрость - это еще не ум. Ум маскирует хитрость, хитрость имитирует ум. Ум смотрит прямо, а хитрость выглядывает из-за угла. Хитрость – это «черный ход» ума. Мудрые люди - не бывают хитрыми, а хитрые – мудрыми, и истина никогда не определяется большинством голосов при голосовании!
Первое, что необходимо помнить, так это то, что изучение надо начинать с начального предварительного чтения учебного материала, при этом не нужно останавливаться на непонятных деталях, незнакомых терминах (их нужно помечать для последующего целевого изучения), а надо попытаться понять главные моменты учебного материала и их основной смысл. Если Вы осознали основные моменты раздела, то переходите к разбору непонятных терминов и деталей. Народную мудрость: «повторение - мать учения» - еще никто не отменил, поэтому, после выяснения непонятных деталей, еще раз, внимательно проработайте «с ручкой в руке» весь изучаемый раздел, и попробуйте составить краткий конспект раздела (при фиксации знаний на бумаге в мозгу человека сначала формируется осмысленная, четко сформулированная, модель информации, которая затем переносится на бумагу). Только когда новая информация прочно Вами усвоена можно переходить к ее осмыслению, анализу и практическому использованию. Попытайтесь представить себе, где Вы, исходя из предыдущего практического опыта, могли бы применить «новые знания» в процессе диагностирования и ремонта аппаратуры.
Нет знания у того, кто не размышляет, чтение без рассуждения не приносит пользы! Если Вы не будете использовать полученные новые знания в практической деятельности, то через некоторое время эти знания будут вытеснены новой информацией и возможно будут потеряны. «Увлекающиеся практикой без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории…» (Леонардо да Винчи). Можно использовать еще один очень эффективный активный метод изучения материала курса, который без партнера, к сожалению, не возможен, так как Вы должны будете выступить в роли преподавателя. Лучший способ хорошо освоить учебный материал – это качественно обучить этому предмету другого человека. Обучаемый, несомненно, будет задавать различные вопросы, которые потребуют от Вас более глубокого изучения и осмысления уже изученной информации и, возможно, это вызовет переоценку своих достижений, заставит Вас изучить дополнительные источники информации по изучаемой теме. При работе с партнером важен конструктивный, доброжелательный диалог. «Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать, размышлять и анализировать, и переставать говорить, когда нечего сказать» (И. Лафатер).
Избегайте бесполезного соперничества в области получения знаний, ориентируйтесь на взаимопомощь и сотрудничество. При обмене идеями и знаниями у каждого удваивается объем знаний и количество полезных идей, и самое главное, экономится масса времени! Вовремя подсказанная «мелочь» может сэкономить для другого сотрудника целую неделю. Великая цель образования - это не знания, а действия!
Для освоения знаний по компьютерной и другой сложной технике в объеме, который необходим для ее ремонта, обычно не требуется специальное высшее образование по вычислительной технике, множество примеров подтверждают это, но необходимым условием успешного освоения знаний по технологиям ремонта компьютеров является личный интерес и большое желание стать профессионалом в этой области техники. Профессиональная работа требует постоянного труда, постоянного изучения новой информации, новых устройств, новых технологий, используемых в компьютерной, копировальной технике и ее ремонте. Несомненно, если у Вас высшее образование (даже пусть не в области вычислительной техники) и Вы уже обладаете умением самостоятельно изучать предмет, то процесс обучения пойдет гораздо быстрее и успешнее.
«Метод исследований и диагностики явлений – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действий зависит вся серьезность исследования. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать очень много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую, и не получит ценных, точных знаний» (И. П. Павлов).