Затраты на подготовку и повышение квалификации своих ИТ-специалистов, впоследствии многократно окупаются.
Квалифицированный специалист по ремонту копировальных аппаратов, МФУ, принтеров, персональных компьютеров и другой сложной техники может сэкономить предприятию достаточно большие средства и значительно снизить стоимость владения сложной современной техникой. Затраты на послегарантийный ремонт в сервисных центрах фирм-продавцов компьютерной техники на порядок выше по отношению к стоимости ремонта своими специалистами, но для локализации неисправности требуется высокая квалификация инженера-ремонтника. Самостоятельный ремонт (в большинстве случаев) представляет собой кропотливую, требующую внимания, технических знаний, большого интеллектуального напряжения и творчества работу. Случайные неквалифицированные люди, попавшие в службу эксплуатации и ремонта предприятия, могут вместо экономического эффекта нанести ощутимые убытки.
Конечно создание собственной немногочисленной, но эффективно работающей службы эксплуатации и ремонта компьютерной, копировальной и другой сложной техники, требует определенных затрат, необходим очень тщательный подбор кадров, их подготовка на специализированных краткосрочных курсах; должна быть создана необходимая материальная база и обеспечена поддержка со стороны руководства предприятия. Но опыт многих предприятий, работающих в сложных реальных экономических условиях, показывает, что именно благодаря эффективно работающим собственным службам эксплуатации и ремонта, на них успешно внедряются новые информационные технологии дающие ощутимый экономический, при минимальной стоимости их владения. Руководители таких компаний утверждают, что затраты на подготовку и повышение квалификации своего персонала, впоследствии многократно окупаются.
Однако по-прежнему остается актуальной проблема переманивания квалифицированных кадров конкурентами. Страх перед уходом специалистов настолько силен, что компании, особенно региональные, боятся вкладывать деньги в их обучение, считая такие инвестиции необоснованными. Вместе с тем способы защиты вложений в повышение квалификации персонала существуют, хотя, безусловно, не дают 100-процентной гарантии.
Обучая специалистов можно защищать свои инвестиции в образование, прописывая соответствующие условия в трудовом соглашении. Конечно, если человек захочет из компании уйти, он уйдет, и вместе с ним потеряется какая-то часть этих инвестиций.
Нужно использовать соответствующие статьи Трудового кодекса и подписывать дополнительные соглашения с сотрудниками, в которых оговариваются условия оплаты обучения и обязательства специалиста. Однако надо учитывать, что новый работодатель, как правило, не раздумывая оплатит обязательства квалифицированного работника, поскольку сразу получит готового специалиста с опытом. При этом бывшему работодателю потребуется много времени и денег на поиск замены и подготовку нового человека. Правильнее не экономить на обучении, а иметь запас обученных и сертифицированных специалистов. Кроме того, обучение есть важнейшая составная часть системы мотивирования персонала. Финансовый рычаг можно использовать и другим способом, например, в некоторых компаниях, сотрудникам предлагается беспроцентный кредит на их обучение, а после его прохождения и повышения эффективности работы адекватно поднимается заработная плата. Конечно далеко не все сотрудники готовы идти по такому пути, но именно в этих фирмах и складываются хорошие команды профессионалов. Просто же обучение сотрудника «за дядины деньги» приводит к тому, что сотрудники перестают адекватно ориентироваться в этом непростом мире.
Большое значение имеет и психологический климат в компании. Если отношения между работником и работодателем соответствуют принципу «сколько волка ни корми, все равно в лес смотрит», то компания обречена создавать сложные заградительные системы, чтобы свежеобученный сотрудник не сбежал к конкуренту с новыми знаниями на зарплату побольше.
Проблема утечки кадров не потеряет актуальности по крайней мере до тех пор, пока не будет решена проблема дефицита квалифицированных ИТ-специалистов в целом. Впрочем, в сегодняшней ситуации есть и плюсы, ИТ-специалисты сейчас особенно востребованы в силу глубоких перемен, происходящих в национальной экономике в целом. «Информационной» и «сервисной» экономике нужны другие знания и навыки, нежели экономике добывающей или индустриальной. Сфера ИТ продолжает активно развиваться, привлекая способных и квалифицированных людей.
В России существуют учебные организаций и учреждения, которые ведут обучение и занимаются повышением квалификации специалистов по ремонту и обслуживанию вычислительной техники (и других сложных устройств). Их программы обучения (в отличие от программ "фирменных" учебных центров) ориентированы на экономически приемлемые, для российских предприятий, методы ремонта. Причем ведется подготовка специалистов высокой квалификации, а не "специалистов по установке и продаже запчастей". Но самое главное - это их "кровная" заинтересованность в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые будут приносить ощутимую пользу своему предприятию. Ведь только при этом условии будет спрос на их услуги по обучению со стороны предприятий. Как правило, цены за обучение на таких курсах доступны большинству предприятий. Стоимость обучения зависит в основном от длительности обучения.