Алгоритм - Учебный центр

Версия сайта для слабовидящих
Заполните форму ниже! Мы вам перезвоним!

Нажав на кнопку "Отправить", Я даю своё согласие на автоматизированную обработку указанной информации, распространяющейся на осуществление всех действий с ней, включая сбор, передачу по сетям связи общего назначения, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, обезличивание, блокирование, уничтожение и обработку посредством внесения в электронную базу данных, систематизации, включения в списки и отчетные формы.


Программные средства резервного копирования.

Программные средства резервного копирования.

 Приобретение подходящего оборудования - необходимое, но не достаточное условие построения инфраструктуры резервного копирования. Другая важная часть проблемы - выбор специализированного программного обеспечения, которое послужит логической основой защиты данных от разрушения

Если требуется выполнить резервное копирование файлов одного пользователя, обычно достаточно использовать стандартные утилиты, такие как Ntbackup в Windows или tar в Unix-системах. С их помощью можно задать метод резервного копирования и определить факт изменения файлов (требующийся при осуществлении выборочного копирования), но их применение в масштабах всего предприятия не представляется целесообразным.

Для небольших компаний часто можно обойтись вовсе без специального ПО. Для резервного копирования с минимальным необходимым функционалом оно поставляется вместе с ОС (это утверждение справедливо как для MS Windows, так и для UNIX), а с СУБД Oracle, например, поставляется усеченная версия Legato Networker.

Средним и крупным компаниям необходимо иметь хорошо организованную инфраструктуру резервного копирования с высокими степенями интеграции и автоматизации, приходится приобретать специализированное программное обеспечение с клиент-серверной архитектурой.

В случае с корпоративными информационными системами ситуация существенно осложняется. В их состав входит большое количество разных компьютеров, на которых используются особые технологии: файловые серверы, серверы баз данных и тому подобное. Резервирование информации на них требует специальных технологических решений. Кроме того, для корпоративных информационных систем важно не только сохранение пользовательской информации, но и максимально быстрое восстановление работоспособности компьютеров и серверов при любых, даже аппаратных сбоях. Это позволяет избежать длительных простоев сотрудников и связанных с ними убытков компании.

Очевидно, что для успешной работы всего комплекса резервного копирования необходима слаженная работа как программных, так и аппаратных средств. Поэтому для систем резервного копирования масштаба предприятия стандартные средства резервного копирования не применяются. Можно выделить несколько важных требований, которым должно удовлетворять программное обеспечение для резервного копирования и восстановления данных для крупных предприятий: 
   - Построение системы по принципу клиент-сервер. Поскольку любая современная информационная система строится на основе сети, система резервного копирования должна быть также сетевой. Такая система должна обеспечивать: управление резервным копированием во всей сети с выделенных компьютеров; удаленное резервное копирование данных, содержащихся на серверах и рабочих станциях; централизованное использование устройств резервного копирования. В применении к резервному копированию терминология клиент-сервер означает следующее: компонент системы резервного копирования, обеспечивающий управление всеми процессами и устройствами называется сервером, а компонент, отвечающий за сохранение или восстановление конкретных данных, - клиентом. Программный продукт резервного копирования масштаба предприятия должен обеспечивать скоординированную работу всех элементов вычислительной сети - рабочих станций, серверов и устройств резервного копирования - для обеспечения наименьшей загрузки устройств и каналов связи. Для этого применяют следующую организацию программного комплекса: сервер системы, консоль управления (в общем случае устанавливается не на сервере), агенты резервного копирования (программы-клиенты, устанавливаемые на рабочих станциях). Кроме того, такой продукт должен обеспечивать возможность работы с клиентами под управлением различных операционных систем. И, наконец, такие программы должны обеспечивать доступ к файлам пользователей и баз данных, даже если эти файлы открыты и используются системой.
    - Мультиплатформенность. Современная информационная сеть является гетерогенной. Соответственно и система резервного копирования должна полноценно функционировать в такой сети, т. е. предполагается, что ее серверная часть будет работать в различных операционных средах и поддерживать клиенты на самых разных аппаратно-программных платформах. Наличие, как минимум, клиентов под разные ОС. 
    - Автоматизация типовых операций. Процесс резервного копирования неизбежно содержит много циклов различных операций. Система резервного копирования должна выполнять циклические работы в автоматическом режиме и минимизировать число ручных операций. В частности, она должна поддерживать: выполнение резервного копирования по расписанию, ротацию носителей, обслуживание устройств резервного копирования по расписанию. Например, копирование может осуществляться каждый день в определенное время. Другой пример цикла - это процесс перезаписи информации на носителях резервных копий. Если ежедневная резервная копия должна храниться неделю, то по истечении этого срока соответствующий носитель можно использовать заново. Такой процесс последовательной замены носителей резервных копий называется ротацией. К циклическим работам относится и профилактическое обслуживание устройств резервного копирования, например чистка узлов лентопротяжного механизма стримера по истечении определенного срока работы при помощи специальной кассеты. Следует отметить, что автоматизация работ является одним из ключевых факторов снижения затрат на сопровождение системы резервного копирования. 
       - Поддержка различных режимов резервного копирования. Предположим, что каждый день необходимо создавать резервную копию некоторого набора файлов, например содержащихся в одном каталоге. Как правило, в течение рабочего дня изменения вносятся лишь в отдельные файлы и ежедневное копирование информации, оставшейся неизмененной с момента создания предыдущей резервной копии, является излишним. Исходя из этого, система должна обеспечивать различные режимы резервного копирования, т. е. поддерживать возможность сохранения только той информации, которая была изменена с момента создания предыдущей копии. 
      - Простота инсталляции, поддержка широкого спектра приводов, быстрое восстановление серверов сети после аварии. Сервер сети может выйти из строя по различным причинам, например из-за аварии системного жесткого диска или вследствие ошибок программного обеспечения, приведших к разрушению системной информации. В этом случае его восстановление требует переустановки ОС, конфигурирования устройств, инсталляции приложений, восстановления файловой системы и учетных записей пользователей. Все эти операции очень трудоемки, и на любом из этапов данного процесса возможно возникновение ошибок. Таким образом, для восстановления сервера необходимо иметь резервную копию всей хранящейся на нем информации, включая системные данные, чтобы как можно быстрее привести его в рабочее состояние. 
       - Наличие модулей для основных СУБД (MS-SQL, Oracle, DB/2) и бизнес-критических приложений (MS Exchange, SAP R/3 и др.); резервное копирование данных в интерактивном (on-line) режиме. Зачастую информационная система включает в себя различные приложения клиент-сервер, которые должны функционировать круглосуточно. Примером тому являются почтовые системы, системы коллективной работы (например, Lotus Notes) и SQL-серверы. Осуществить резервное копирование баз данных таких систем обычными средствами невозможно, поскольку они все время открыты. Поэтому в них часто встроены собственные средства резервного копирования, но их использование, как правило, не вписывается в общую технологию, принятую в организации. Исходя из этого, система резервного копирования должна обеспечивать сохранение баз данных приложений клиент-сервер в интерактивном режиме. 
      - Возможность как центрального, так и локального администрирования, развитые средства мониторинга и управления. Для управления процессами резервного копирования и отслеживания их состояния система резервного копирования должна иметь графические средства мониторинга и управления и широкий набор средств оповещения о событиях, наличие функции генерации и рассылки отчетов. 
С точки зрения требований, которые были приведены выше корпоративное программное обеспечение для резервного копирования должно превосходить решение для SMB (недорогие решения для сектора малого и среднего бизнеса - Small/Medium Business). Однако оно требует и заметно больших расходов на приобретение, равно как и на обучение. По этой причине, выбирая продукт, следует учитывать поддерживаемые им расширенные и дополнительные функции и технологии. Для небольших реализованных решений, которые по причине новых требований уже не могут более наращиваться, все ведущие производители предлагают программные обновления до продуктов корпоративного класса, и создание резервной копии на диске считаются особенно важными функциями для крупных предприятий, поскольку они значительно улучшают производительность резервного копирования и обеспечивают дополнительные возможности защиты данных.

Популярными решениями для корпоративного сектора являются HP Data Protector, Bakbone NetVault, BrightStor ARCserve Backup (Computer Associates), Legato NetWorker, Veritas NetBackup и некоторые другие. Многие из этих продуктов пользуются заслуженной популярностью и в России. Все они созданы для работы в гетерогенных средах с разнотипными операционными системами и большими объемами данных и удовлетворяют высоким требованиям к производительности, стабильности и готовности. Поэтому поддержка сетей хранения данных - обязательная составная часть этих продуктов. Благодаря мультиплексированию корпоративные решения резервного копирования обеспечивают высокую производительность, поддерживают множество библиотек и дисководов и могут быть адаптированы к специфическим потребностям при помощи агентов баз данных и операционных систем. Рассматриваемый тип программного обеспечения представляет собой набор дополнительных функций, которые либо поставляются с системой хранения данных, либо доступны от независимых производителей. Они обычно включают: создание моментальных снимков тома (snapshots), создание полной рабочей копии тома (snapclone), репликацию данных по расписанию (replication) и зеркалирование данных на уровне тома на удаленное хранилище (synchronous/ asynchronous mirroring).

Производители систем хранения данных (СХД) и программного обеспечения для СХД предлагают несколько концепций решения данной проблемы. Данный функционал может присутствовать в виде микрокода контроллера (Hitachi), в виде дополнительного серверного модуля (appliance) (EMC, HP, IBM), либо на уровне FC коммутатора (Cisco, Troika).

Производители хранилищ данных брэнда A, перечисленные выше, рьяно заботятся о том, чтобы данный функционал работал только между "своими", т.е. членами одного и того же семейства моделей. В то же время, решения доступные от Cisco и Troika делают виртуализацию прозрачной для любых хранилищ и являются универсальными. Однако следует заметить, что оба подхода весьма на дешевы в реализации и доступны далеко не каждой организации.

Следует также остановиться на особенностях выбора программ для выполнения процедур архивации. Как и в случае с программным обеспечением для резервного копирования, выбор программ для архивирования определяется индивидуальными особенностями и требованиями предприятия. Выбор и реализацию осуществляют с учетом затрагиваемых деловых процессов и соответствующих законодательных требований. Важным моментом является правильный подход к архивируемым массивам данных, поскольку часто приложение или тип архивируемой информации определяет необходимое программное обеспечение. Общепризнаны следующие важнейшие критерии выбора:
- учет правовых аспектов и законодательных требований; 
- полноценная система поиска для информационного массива; 
- способность работы с необходимым приложением; 
- производительность при архивировании, при поиске и оценке; 
- поддержка необходимых устройств; 
- интеграция в полное решение хранения.

Поскольку в большинстве случаев программное обеспечение для архивирования зависит от приложения, некоторые компании предлагают специализированные решения для классических почтовых и ERP-систем. К крупным производителям систем для SAP относится компания Open Text (приложения SAP Document Access и SAP Archiving), IBM (DB2 CommonStore for SAP), EMC (Archive Services for SAP), Техносерв АС (Technoserv Content Server) и некоторые другие со своими продуктами для управления контентом и документами, а также архивирования. Интегрированные решения с поддержкой архивирования и управления жизненным циклом информации структурированных и неструктуриро ванных данных различных приложений в будущем станут наиболее рациональным вариантом, поскольку позволяют снизить издержки на администрирование. HP Reference Information Storage System (RISS) уже сегодня поддерживает Microsoft Exchange и Outlook, Lotus Domino и документы в файловых форматах приложений MS Office, Adobe PDF, HTML и проч.

Дальнейшее развитие программного обеспечения для резервного копирования и архивирования определяется тенденцией виртуализации устройств, благодаря которой будут обеспечиваться гибкое совместное использование ресурсов, более широкая и полная поддержка приложений и разработка высокопроизводительных функций поиска. Кроме того, ряд разработок направлен на улучшенную совместимость ПО резервного копирования и ПО архивирования, например в отношении совместного управления носителями. В долгосрочной перспективе границы станут еще более размытыми - возможно, обе дисциплины хранения по отдельности перестанут существовать.


Лицензия