Обслуживание узла закрепления копировального аппарата.
Узел закрепления требует частого обслуживания, поэтому сконструирован так, чтобы доступ к нему был несложным. Он либо просто выдвигается, либо крепится одним винтом или Е-образной шайбой. Перед обслуживанием необходимо отключить разъемы, снять винт или шайбу, сдвинуть узел и вынуть его из машины. Иногда узел крепится четырьмя винтами. В некоторых машинах узел закрепления является встроенным, и сервисные работы нужно выполнять внутри машины.
Части узла закрепления, требующие замены
Чаще всего приходится менять верхний (нагревательный) вал. Причем вместе с валом следует заменять и пальцы, которые скользят по его поверхности, даже если они изношены незначительно. Лампа обычно работает долго, примерно 4-5 лет, независимо от интенсивности работы. Части, которые служат для очистки валов закрепления, меняются примерно через 30000 копий. Это могут быть фетровый валик, фетровая пластина или пластиковое лезвие очистки. Нижний вал (прижимной вал из силиконовой резины) обычно работает в 2-3 раза дольше, чем верхний вал. Если возле нижнего вала стоят металлические пальцы, они могут сгибаться и рвать поверхность вала. Их нужно заменять при малейшем износе.
Разборка узла закрепления. Перед разборкой рекомендуется зарисовать узел закрепления - большое количество мелких деталей (шайбы, запирающие кольца на подшипниках и т. п.) делает сборку узла сложной задачей, причем зачастую неправильность сборки может выявиться только в самом конце работы.
Легче разбирать холодный узел, поэтому лучше подождать примерно полчаса, пока он остынет, и выполнить за это время какую-нибудь другую работу в машине. В принципе можно разбирать и горячий узел, но тогда необходимо соблюдать осторожность, чтобы не обжечься.
Сначала следует снять нагревательную лампу. Она может быть вставлена между двумя электродами или иметь собственные провода и вставляться между двумя держателями. Перед тем, как снимать электроды или держатели, нужно запомнить, как именно они установлены. При сборке необходимо убедиться, что электроды не касаются корпуса.
Нельзя забывать, что керамические детали предотвращают замыкание, и при последующей сборке их нужно устанавливать точно на место, так же как и провода, идущие к лампе, термопредохранители и т.д. Рекомендуется перед съемкой обвести места их установки карандашом.
После того, как лампа снята, можно приступать к демонтажу вала. На нем стоит шестерня, обычно на дальнем конце. Иногда она удерживается винтом или Е-шайбой. Шестерню и крепеж следует снять. Возможно, также снимется подшипник на дальнем конце. Подшипник на переднем конце обычно можно вытянуть вместе в валом, но иногда он также крепится Е-шайбой. Неплохо всегда иметь с собой запасные подшипники, некоторые сервисные инженеры меняют их при каждом обслуживании узла закрепления. Иногда подшипник не удается снять сразу. Если он застрял, нужно нанести немного смазки на вал возле подшипника и попытаться снять его, раскачивая из стороны в сторону. Бывают исключительные случаи, когда приходится идти на крайние меры, такие, как распиливание вала, но они, по счастью, редки.
После того, как старый вал снят, сборка осуществляется в обратной последовательности. Она выполняется легче, потому что новый вал холодный, не грязный и не деформированный. При установке вала необходимо соблюдать осторожность, чтобы не поцарапать его покрытие. Некоторые валы поставляются, обернутые бумагой. Рекомендуется как можно дольше не снимать бумагу, даже если она мешает установке. Возможно, пальцы будут мешать установке вала, в таком случае надо отвести их назад. У некоторых машин пальцы имеют фиксированное положение для сервиса, в этом положении они отведены от вала. После установки вала следует вернуть их в рабочее положение. Следует выполнять эту операцию с особой осторожностью, чтобы не установить пальцы в неправильное положение.
Замена пальцев. Эта процедура может занять гораздо больше времени, чем замена валов. Следует хорошо запомнить, зарисовать или отметить карандашом положение пружин, фиксаторов, Е-шайб и т.д. Некоторые машины имеют шесть пальцев на одной оси, их все надо снимать одновременно. В некоторых машинах пальцы меняются очень легко, они стоят на защелках и снимаются каждый по отдельности.
Замена прижимного вала. В большинстве машин для замены прижимного вала требуется полная разборка узла, причем часто после такой сложной операции выясняется, что прижимной вал уже изношен и нужно заказывать новый. Пока новый вал не доставлен, машину следует собрать и потом выполнить всю работу заново. Иногда прижимные валы извлекаются независимо от верхнего вала, в некоторых случаях для этой операции даже не требуются инструменты.
Термитсор. Термистор удерживается возле верхнего нагревательного вала одним или двумя винтами. Ничего особенного в его техобслуживании нет. Если замена не требуется, достаточно просто почистить его поверхность. При этом следует соблюдать осторожность - соскребая налипший тонер, можно легко повредить поверхность термистора.
Термопредохранитель. Замена термопредохранителя также проходит без особых сложностей. В некоторых случаях в сервисном руководстве указано, на каком расстоянии он должен находиться от нагревательного вала. Если таких данных нет, термопредохранитель следует установить подальше от вала так, чтобы он не касался корпуса или еще чего-нибудь. В некоторых машинах термопредохранитель устанавливается в теплозащитный кожух. Новый термопредохранитель нужно установить таким же образом, как и предыдущий. Необходимая температура срабатывания обычно пишется где-нибудь поблизости от термопредохранителя, и, как правило, колеблется от 139 до 169° С. При установке следует соблюдать осторожность - находящийся внутри волосок может быть поврежден при изгибании выводов, поэтому для изгибания выводов нужно всегда использовать две пары плоскогубцев. Обращать внимание на форму корпуса не стоит. Хоть иногда и кажется, что термопредохрантель нужно устанавливать в определенном направлении, на самом деле это не имеет значения.
Термовыключатель. Термовыключатель при сервисном обслуживании просто заменяется аналогичным.